iTargency
Аватар пользователя Елена Букина
Антикризисный e-commerce управляющий

Классическое начало разговора между клиентом и подрядчиком звучит так: «Добрый день! Мне нужен сайт/интернет-магазин. Сколько это будет стоить?» И дальше потенциальный заказчик практически всегда удивляется озвученной сумме: 100 тысяч, 300 или миллион.

Почему так происходит? Крупный интернет-проект – это сложный технический продукт, в разработке которого участвуют, как правило: менеджер проекта, технический директор, программист, верстальщик, арт-директор, web-дизайнер. И это минимальный состав! В больших студиях еще подключают UX-дизайнера, аналитика, копирайтера, контент-менеджера.

На чём экономить?

Мало кто готов с легкостью расстаться с парой сотен тысяч, не понимая, как скоро отобьется проект, и нужно ли это вообще. Давайте посмотрим, на чем мы сможем сэкономить при разработке интернет-магазина (и любого другого сайта):

  1. техническое задание;
  2. функционал;
  3. система управления;
  4. дизайн;
  5. готовые решения;
  6. конструкторы или SaaS-решения.

Техническое задание (ТЗ)

Написание технического задания на большие проекты обязательно! Более того, оно закладывается в стоимость. Это не просто документ с кратким перечнем разделов и обязательных функций, это доказательство вашей правоты или неправоты при приемке работ. Здесь указывается все: от параметров фильтрации/поиска до полей в корзине.

Поэтому совет простой: подберите референсы (ссылки на сайты, которые вам нравятся). На что стоит обратить внимание:

  • главная страница – какие информационные блоки должны присутствовать: например, слайдер с акциями, рубрикатор каталога, хиты и лидеры продаж, УТП компании;
  • разделы каталога: есть ли система фильтров и по каким параметрам (цвет, размер, бренд, технические характеристики), нужна ли сортировка (по цене, популярности), какие данные следует выводить для товаров (название, артикул, два типа цен);
  • карточка товара;
  • расширенный функционал – рейтинг, покупки в 1 клик, сравнения товаров и добавление в избранное;
  • дополнительные разделы: новости, статьи, отзывы, формы обратной связи.

Также рекомендую подбирать примеры из тематик, близким к вашей, или среди конкурентов. Нет смысла смотреть в сторону Ozon или Wildberries, если вы продаете строительные материалы.

При хорошей подготовке на этом этапе вы с бОльшей вероятностью получите точную оценку проекта и сможете договориться не включать написание ТЗ в стоимость.

Функционал

После того, как техническое задание готово, все разложено по полочкам и задокументировано, можно приступать к выбрасыванию ненужного. Да-да, вы верно поняли, сейчас будем вырезать все лишнее. Любой дополнительный фильтр или кнопочка – это плюс к рабочему времени программиста, дизайнера, верстальщика, а значит и к стоимости проекта.

Убирайте все, без чего можете обойтись первые полгода. Например, покупка в 1 клик или сравнение товаров. Вам почти наверняка не понадобятся система рейтинга и отзывов на старте, т. к. мало покупателей и не все готовы давать обратную связь. Несколько типов вывода товаров в каталоге (списком, плиткой или таблицей) – в случае с одеждой, например, абсолютно ненужный функционал, но будет полезен при технически сложных товарах.

На самом деле даже не всегда нужна полноценная корзина с оформлением заказа, а достаточно быстрой покупки в виде отправленной заявки со списком товарных позиций.

Система управления (CMS)

Здесь все просто: они делятся на платные и бесплатные. Хотим сэкономить – ищем разработчиков, которые работают с бесплатными системами, например, WordPress, Joomla, ModX, OpenCart. Проблема может быть только в функционале – не все, что вы придумали на прошлом шаге, можно безболезненно внедрить в рамках системы. Будьте готовы либо пересмотреть функционал, либо перейти на платную систему (благо за лицензию вы платите всего 1 раз).

Дизайн

Чем шире функционал и структура каталога, тем больше макетов придется рисовать и верстать. Например, универсальный интернет-магазин на 1С-Битрикс включает в себя порядка 40 интерфейсов, и это не считая адаптивных макетов под смартфоны и планшеты. Не может такой объем работы стоить 10 тысяч.

Выход? Идем на сайты, где продаются готовые макеты с версткой (например, Themeforest) и выбираем то, что ближе всего нам по структуре, дизайну, тематике и функционалу. А если вы решили разрабатывать сайт на Wordpress, тогда можете купить уже готовый шаблон, который достаточно активировать и настроить под себя. Стоимость шаблона варьируется в рамках $50-70.

Готовые решения

Универсальное коробочное решение от 1С-Битрикс или его партнеров, которое (как и в случае с прошлым разделом) помогает запустить сайт на заранее разработанном и подготовленном шаблоне. Программисты уже продумали за вас весь функционал, а дизайнеры подготовили несколько стилевых оформлений, а контент-менеджеры создали демо-товары и заполнили их описание.

Стоимость такого решения в среднем 25-30 тысяч рублей, плюс лицензия 1С-Битрикс. Но если в случае с дизайном у вас будет широкий выбор качественных макетов уровня запада, то здесь преимуществом станет возможность расширения функционала магазина в дальнейшем. Все-таки Wordpress больше подходит для корпоративных сайтов, а не онлайн-каталогов.

Конструкторы или SaaS-решения

Любите сами во всем разобраться, не хотите платить разработчикам или только запускаете бизнес? Тогда это решение для вас. У SaaS-решений тоже есть свои шаблоны. Вы платите только помесячную абонплату и если бизнес не зашел, всегда можно свернуть проект. Это одно из самых сильных преимуществ.

Прежде, чем с головой погрузиться в омут e-commerce и онлайн продаж, определите для себя, как планируете развивать проект в дальнейшем. Если это магазин для разовых сезонных продаж, то конечно, не стоит тратить на него сотни тысяч. Если же это ваш постоянный бизнес и вы хотите потеснить конкурентов с первых позиций в поисковиках, то желательно оставить возможность расширения функционала.

Одна из вещей, на которой чаще всего пытаются сэкономить – это разработчики. Помните, что скупой платит дважды. Фрилансеры имеют тенденцию «пропадать» или не доводить работу до конца, небольшим компания и маленьким студиям не всегда хватает навыков на реализацию проекта. В итоге клиент получает полусырой проект, который не приносит ожидаемый доход и никак не оправдывает вложенные в него средства.

Будьте внимательны при выборе того или иного способа срезать затраты на проект и никогда не экономьте на специалистах!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала. Ваши материалы присылайте на Press@digitalnews.ru. Требования здесь

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать DigitalNews в ленте "Яндекса" .