Аватар пользователя Ольга Черепанова
Предприниматель, владелица сети турагентств Any Dreams, бизнес-консультант и контрибьютор Forbes Russia

Как правило бизнес начинается с одного-двух людей, первое время они ступают несмелыми шагами, пробуют, остерегаются ошибок; постепенно их шаги становятся увереннее, они хорошо разбираются в ключевых вопросах, клиентов становится больше, дела накапливаются в геометрической прогрессии, и собственникам кажется, что они летят на космической скорости. В большинстве случаев оказывается, что владельцы бизнеса как зверьки бегут в колесе однотипных дел, и как бы быстро они ни бежали, выйти из него не получится. Их бизнес крутится на месте, шансов на рост и масштабирование почти нет. И вероятность того, что рано или поздно более успешный конкурент их раздавит, возрастает с каждым днём.

О чём стоит подумать и что зафиксировать на старте, чтобы бизнес не превратился в бесконечный поток дел, создавая иллюзию движения вперёд, стратегия развития не напоминала блуждание в тумане, и вы имели все шансы обойти конкурентов?

Я выделила 6 ключевых пунктов, анализ которых позволит вам чётко увидеть путь развития вашего бизнеса и создать все условия для его быстрого восхождения.

Цель

Подумайте и запишите свою ключевую цель. Она должна содержать в себе ответы на вопросы: чего вы хотите, какой вы видите вашу компанию через 5-10 лет, сколько людей у вас будет работать, каким будет ваш продукт, на какие рынки вы хотите выйти? Продумайте настолько максимально в будущее, насколько сможете.

Цель должна вас вдохновлять, она должна быть немного «за рамками». Желательно, чтобы цель была не привязана к деньгам, а больше походила на миссию.

Вот ещё несколько требований, согласно которым нужно выставлять цель:

  • цель вдохновляет
  • цель реальна
  • не противоречит целям из вашей личной жизни
  • чётко сформулирована
  • достижение цели требует усилий
  • есть дедлайн
  • конечный результат можно измерить, то есть вы должны чётко знать, как именно вы поймёте, что цель достигнута.

В дальнейшем эту цель должна будет принять и вся ваша команда, она также должна их вдохновлять, ради неё они будут готовы двигаться дальше. Поэтому не бойтесь мечтать!

Стратегия

Когда у вас появилась цель, важно, чтобы она не осталась существовать только на бумаге, начните её достигать. В этом вам поможет стратегия. Нет необходимости придумывать что-то новое, есть уже ряд разработанных стратегий: следование за лидером, захват рынка, стратегия непрерывных улучшений, выход на новые рынки, масштабирование и другие. Вам необходимо лишь изучить их и понять, какая на данном этапе развития подойдёт именно вашей компании. Вместе с ростом и развитием компании стратегии будут меняться.

Далее стратегию необходимо декомпозировать. Подумайте, какую часть вашей глобальной цели вы могли бы достичь уже в ближайший год, так у вас появится годовая стратегия. Мне удобнее писать её в январе каждого года. Годовую стратегию мы делим на стратегии подразделений: у отдела продаж, отдела маркетинга, финансового подразделения, отдела кадров – у каждого должны быть прописаны свои цели и стратегии на год. В идеале работу по их написанию проводить коллективно, чтобы стратегии подразделений не противоречили и помогали друг другу.

Маркетинговая стратегия

Отдельно хочу выделить маркетинговую стратегию, так как она является основополагающей на старте бизнеса. Вы должны знать, какой у вас продукт, какова его ценность, кто ваши ключевые клиенты, кто ваши партнёры, какие ресурсы вам нужны, через какие каналы вы будете продавать, как вы будете взаимодействовать с вашими клиентами.

Если вы в самом начале пути, то начните продвижение со своих личных страниц, для более эффективного отслеживания результата, можно переключаться на бизнес-профиль в тех социальных сетях, где такая опция есть.

Там у вас есть какая-то аудитория, пусть сначала это будут ваши друзья и знакомые, главное, что они вам уже доверяют, и среди них вы сможете быстрее распространить свою идею,  они станут вашими первыми лояльными покупателями.

Ваша задача влиться в онлайн-жизнь и начать активно рассказывать про ваш продукт, как он создавался, или показать путь его создания, если вы только готовитесь выйти на рынок. Сразу включайте подписчиков в процесс: если вы только собираетесь открыть офис и делаете ремонт, создавайте опросы, например, какой цвет лучше выбрать, люди любят участвовать в таких активностях.

Будьте готовы стать лицом своего бренда, сейчас продажи через личный бренд наиболее эффективны. Не бойтесь предлагать продукт, ваша страничка должна быть оформлена согласно правилам продающих аккаунтов: понятная шапка профиля, активные ссылки на ваш сайт, в качестве первого лендинга можно использовать таплинк. Аудитория должна знать, сколько стоит ваш продукт, и как его купить. Используйте все каналы коммуникации социальных сетей: снимайте сториз, проводите прямые эфиры, запускайте таргет.

Таргет – один из ключевых инструментов продвижения в Instagram, советую не экономить на таргетологе. Прежде чем приступить в работе, вам нужно будет проанализировать, кто ваша желаемая аудитория, какие у них интересы, на кого они могут быть подписаны?

Если вы не готовы нанять сотрудника в штат, прибегайте к услугам фрилансеров. Обязательно протестируйте нескольких специалистов, ставьте им цели по количеству трафика, новых подписчиков и заявок. Просчитывайте конверсию, анализируйте в какую сумму вам обходится один лид. Не расстраивайтесь, если первые кампании не будут успешными, постарайтесь найти слабое место: может быть, ваш продукт недостаточно хорош, или предложение написано сумбурно, может быть, таргетолог ошибся в выборе аудитории.

Когда вы найдёте подходящего специалиста и рабочую идею, то можно переходить к масштабированию трафика, подключать другие каналы, вкладываться в разработку сайта и настройку контекстной рекламы.

Команда

На старте собственник является ядром бизнеса, изначально он сам выполняет все роли: продавец, маркетолог, HR, финансист. И это нормально, ваша задача не застрять в этой конструкции надолго и начать своевременно все элементы от себя отделять.

Скорее всего, вы не сможете позволить себе нанять сразу весь штат, мой вам совет – начните в маркетолога. Так как на старте бизнеса продвижение продукта особенно важно, нанимаемый специалист должен иметь опыт работы в вашей сфере с похожими продуктами и целевой аудиторией.

В тех сферах, где вы обладаете достаточными знаниями и уверены, что сможете вырастить персонал до желаемого уровня сами, можно брать людей без опыта, но с хорошими навыками. Это позволит вам на старте бизнеса экономить на фонде оплаты труда. Важно, чтобы вам было комфортно работать с человеком, чтобы он гармонично вписался в вашу команду и разделял общие ценности. Обучением вы можете заняться самостоятельно, или же поручить это более опытным коллегам, если такие уже есть в вашей команде, можно подключить обучающие курсы.

Залог стабильности команды – «карьерная траектория»: во-первых, работник быстрее растёт, если знает, к какой должности он стремится, во-вторых, таким образом можно избежать ощущения «потолка» и застоя, от которого часто страдают сотрудники, работающие в компании продолжительное время.

Измерение и контроль

Для того, чтобы легко контролировать бизнес, нужно в первую очередь сделать максимально прозрачной вашу компанию для вас самих. У всех сотрудников должны быть стандарты работы. Это должно быть максимально подробное описание обязанностей и результатов, к которым он должен прийти. Особенно важно, чтобы конечный результат был измерим, чтобы вы и работник понимали, когда он достигнут. Такая инструкция также будет помогать новым членам команды быстро вникать в суть работы.

Аналитика и автоматизация

Я рекомендую собирать статистику и накапливать данные с первого дня вашей работы. Даже если вы пока не понимаете, как они вам пригодятся, бережно копите их, через полгода они станут для вас ценным материалом для сравнения. Все данные лучше хранить в CRM, таблички в Exсel и листочки значительно проигрывают автоматизированным сервисам. Управленческую и финансовую отчётность тоже нужно вести с первого дня.

Далее подумайте, из каких процессов вы могли бы исключить человека. Есть автоматизированные способы рассылки сообщений по электронной почте и в мессенджеры. Считать эффективность вашей рекламы можно используя сервис Roistat или CRM. Автоматизация сокращает количество ошибок и экономит фонд оплаты труда.

Эти шесть шагов позволят вам стартовать успешно. Чем быстрее вы наладите все процессы, тем быстрее вы получите самый ценный ресурс – время. Грамотно выстроенный бизнес даст вам не только финансовую, но и личную свободу.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала. Ваши материалы присылайте на Press@digitalnews.ru. Требования здесь

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать DigitalNews в ленте "Яндекса" .