iTargency
Аватар пользователя Марина Филатова
Руководитель отдела продвижения сайтов в digital-агентстве iTargency.

 

От поведенческих характеристик зависит не только лояльность пользователя к сайту, но и лояльность поисковиков. Поэтому разработчики стараются сделать каждый сайт максимально удобным для пользователя, с и интуитивно понятным интерфейсом.

Юзабилити – одна из важнейших оценок сайта, влияющая на конкурентоспособность и показатель конверсии. Если сайт неудобен, не дает ответа на запрос или вызывает дискомфорт, он будет закрыт пользователем.

Оценка юзабилити ведется по 5 составляющим:

- ориентация – простота совершения действий, отсутствие помех;

- эффективность – возможность быстро произвести действия с минимальной вероятностью ошибки;

- запоминаемость – легкость ориентирования после длительного отсутствия;

- ошибки – их количество и простота исправления;

- удовлетворенность – субъективное восприятие сайта в целом (дизайн, удобство, навигация и другие характеристики).

Юзабилити тестирование сайта – инструмент, позволяющий найти недочеты во всех показателях чтобы исправить их.

Возникновение запроса и проведение тестирования

Usability test используется при неудовлетворенности работой существующей версии сайта, при анализе сайта с целью увеличения конверсии, а также при разработке и внедрении новых версий или обновлений. Это позволит избежать проблем с использованием функционала сайта пользователем.

В начале работы необходимо понять, что именно не так. В этом помогут сервисы Я.Метика, Google Analytics или аналогичные аналитические ресурсы. Они позволяют составить статистику таких важных показателей, как количество посещений, места входа и выхода, увидеть страницы, с которых пользователи уходят или игнорируют, неиспользуемые функции. Эти показатели в сочетании с KPI сайта позволяют выявить элементы, которые нуждаются в доработке.

Поскольку сервисы аналитики дают картину действий (покинул страницу), а не причин (не нашел кнопку «купить»), следующим этапом будет формирование гипотез о причинах такого поведения пользователя. На основе гипотез разрабатываются изменения и подбираются метрики, по которым и будет проводиться исследование.

Далее определяется персонаж и сценарий. Персонаж должен соответствовать целевой аудитории сайта, а сценарий – полноценно раскрывать работу с исследуемой функцией. Исходя из портрета подбирается 5-8 респондентов для тестирования, которое будет описано.

Проведение тестирования

В зависимости от целей, которые предполагается решить, используются различные виды тестирования:

1. Сплит (A/B) – нескольким группам респондентов демонстрируются страницы, некоторое количество элементов в которых различаются. Так можно выбрать лучший вариант из различных версий;

2. C привлечением асессоров. Асессор – это обычный пользователь-представитель ЦА сайта, который определяет удобство и понятность интерфейса для рядового пользователя, выявляет сложности, возникающие при работе с сайтом. Сбор данных может быть:

- наблюдением – поведение пользователя фиксируется камерой, вебвизором, картами кликов и скроллинга, а впоследствии анализируется;

- в формате «мыслей вслух»–пользователь комментирует свои эмоции, действия и решения в процессе работы, что позволяет более точно понять причины тех или иных решений;

- ретроспективным – в ходе тестирование ведется наблюдение при помощи различных технических средств, а после теста пользователь комментирует видеозапись своей работы, отвечает на вопросы модератора;

- в форме диалога – пользователь-асессор отвечает на вопросы модератора непосредственно в ходе выполнения заданий, что дает возможность достигать глубокого понимания процесса, но не позволяет измерить метрики, как при самостоятельном выполнении заданий.

3. Замер данных и сравнение их с результатами до – наиболее простой способ, однако он не позволяет выявлять причины изменения показателей и отличается большой погрешностью.

Для получения достоверной информации в результате тестирования юзабилити важно верное определение временного промежутка для проверки гипотез – в достаточной степени продолжительного и не попадающего в периоды, когда поведение пользователей отличается от повседневного (праздники, скидки). Для сплит-теста в группах нужно равное количество респондентов, для любого исследования респонденты должны четко соответствовать ЦА.

При соблюдении этих несложных критериев юзабилити тестирование сайта станет достоверным и мощным инструментом для повышения эффективности вашего сайта и бизнеса.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала. Ваши материалы присылайте на Press@digitalnews.ru. Требования здесь

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать DigitalNews в ленте "Яндекса" .