iTargency
Аватар пользователя Елена Букина
Антикризисный e-commerce управляющий

Пару лет назад Яндекс ввел в качестве одного из параметров оценки и ранжирования сайта поведенческий фактор. Иными словами, чем интереснее материал и удобнее сайт, тем больше у него шансов подняться в поисковой выдаче. И если раньше владельцы интернет-магазинов худо-бедно могли игнорировать уровень дизайна, ссылаясь на высокий сервис и конкурентные цены, то теперь для качественного роста этого не достаточно.

Usability (юзабилити) – это показатель качества, удобства и простоты работы с сайтом. Пользователь без труда должен находить нужную информацию и совершаться целевые действия. будь то интернет-магазин, онлайн СМИ, корпоративный портал или посадочная страница.

Вот перечень только нескольких параметров, которые влияют на юзабилити:

  • корректное отображение и работоспособность сайта на всех устройствах;
  • понятная навигация и структура;
  • форматирование и удобочитаемость текстов;
  • скорость загрузки страниц;
  • очевидность и логика при взаимодействии с функциональными элементами.

Если вы задумались о проведении юзабилити аудита, то, скорее всего, у ваших посетителей возникли трудности при взаимодействии с сайтом, либо вы недовольны текущим показателем конверсии. Юзабилити аудит можно поручить профессиональным маркетологам, либо провести его самостоятельно. Конечно, во втором случае вы сможете устранить только очевидные «пробелы», но и этого уже будет достаточно.

Как провести юзабилити аудит сайта самостоятельно?

Два самых простых способа:

  1. посмотреть счетчики посещаемости (Яндекс.Метрика или Google Analytics) и изучить поведение пользователей на сайте – в какие разделы переходят, какие блоки просматривают, на какие элементы кликают, какие поля заполняют, с каких разделов уходят и на каком этапе отказались от покупки.
  2. собрать обратную связь от посетителей – о плюсах вам, может, и не расскажут, но все минусы однозначно соберете.

В идеале, стоит совместить оба этих способа, в том числе и при юзабилити аудите интернет-магазина. Особенно если вы не очень любите работать с цифрами и не понимаете, как доработать сайт, при высоком показателе отказов на мобильных устройствах, да и как вообще определить, что он высокий.

Сейчас мы не будем говорить о проведении полноценного юзабилити аудита с привлечением людей, постановке задач и контроле выполнения с замерами времени и фиксацией проблем. Это уже новый уровень и лучше его поручить специальным агентствам. На самостоятельный аудит у вас может уйти от получаса до часа, в зависимости от сложности проекта и продуманности дизайна еще на этапе разработки.

10 универсальных пунктов

Итак, на что стоит обратить внимание:

  1. понятность - пользователь очень быстро должен понять, где находится и чем занимается компания;
  2. хорошо заметные телефоны и адрес компании;
  3. адаптивность или корректное отображение на различных устройствах (сматрфоны, планшеты, стационарные компьютеры), в том числе под разными браузерами;
  4. понятная навигация, включая привычное расположение и наименование разделов;
  5. выделение активного раздела меню;
  6. возврат к началу текста на длинных страницах без скроллинга (плавающая кнопка «Вверх»);
  7. стандартизация элементов, оформлений, сохранение наследственности при переходе между разделами;
  8. скрытие всех лишних/нерабочих элементов;
  9. удобство клика по ссылке или кнопке – они хорошо заметны и достаточного размера, чтобы не промахнуться;
  10. наличие формы обратной связи с защитой от спама.

10 дополнительных пунктов для интернет-магазинов

Если вы занимаетесь онлайн продажами, то в дополнение к предыдущему списку мы рекомендуем проверить:

  1. скорость загрузки сайта, так как она влияет на конверсию в продажи;
  2. привычное расположение ключевых элементов, например: корзина – справа в шапке, поиска – по центру шапки, фильтра по каталогу – слева;
  3. вывод контактной информации, например, телефона с учетом региональности посетителя;
  4. быстрый и удобный доступ к элементам Call to Action, например, «Добавить в корзину» или «Заказать обратный звонок»;
  5. проработанность страницы с 404 ошибкой – можно дополнительно вывести навигацию по основным страницам, строку поиска и контакты;
  6. наличие хлебных крошек;
  7. закрепление верхней навигации при скроллинге;
  8. дублирование навигации по основным разделам или всему каталогу в подвале;
  9. в каталоге и карточке товара – заметная цена, наличие (при необходимости) и кнопка покупки;
  10. форма оформления заказа не перегружена лишними полями и позволяет редактировать количество товаров с пересчетом итоговой стоимости заказа.

Сколько бы мы не говорили о том, что сайт должен быть не просто красивым, а еще и удобным, о том, что он должен не просто лежать в портфолио  у разработчиков, а решать бизнес задачи владельца, все равно корявых проектов с ошибками меньше не становится.

Начните с малого. Воспользуйтесь тем списком, что мы вам дали в этой статье,  и убедитесь, как он положительно повлияет на ваш web-ресурс.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала. Ваши материалы присылайте на Press@digitalnews.ru. Требования здесь

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать DigitalNews в ленте "Яндекса" .